2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Подготовка к экзаменам
Информация об итоговой аттестации в 2022 году размещена на официальном сайте Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки
http://gia.resobrnadzor.ru/
Телефон горячей линии
(071) 441 34 26
Экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности
(10 «секретов»)
Первый «секрет» — помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.
Второй «секрет» — составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.
Третий «секрет» — начни с самого трудного, но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
Четвертый «секрет» — полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.
Пятый «секрет» — разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.
Шестой «секрет» — толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.
Седьмой «секрет» — готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Восьмой «секрет» — оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Девятый «секрет» — вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя.
Десятый «секрет» — когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.
Успеха и отличных результатов!
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Как подготовиться к сдаче экзаменов
Подготовь место для занятий. Убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых. Скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как вести себя во время сдачи экзаменов
Экзаменационные материалы состоят частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения экзамена в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий.
Сосредоточься! После того, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задание и часы, регламентирующие время работы. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как написать ответ на «чистовик», перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс получить хорошую оценку.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что это не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Заранее приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего экзамена, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу.
Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей.
В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?
- Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
- Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
- Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
- А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
- Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
- Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
Ритмичное четырехфазное дыхание.
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2-3 минут.
Аутогенная тренировка (3-5 минут)
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно:
«Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!» в 2021 году
№п/п |
Период |
Мероприятия |
Информация
о ГИА |
1 |
2-я декада сентября |
Классные часы, родительские собрания |
Общая информация о проведении ГИА (ЕГЭ), категория участников, особенности организации и
проведения. Ознакомление с нормативно- правовыми актами , регулирующими поведение ГИА в
2021-2022 учебном году. |
2 |
1-я декада декабря |
Классные часы, родительские собрания |
Регистрация
участников ГИА |
3 |
2-я декада марта |
Классные часы, родительские собрания |
Информация о возможности изменения количества экзаменов и перечня предметов по ГИА (в форме ЕРЭ и ЕГЭ), внесение изменений в личные данные обучающихся. Ознакомление
с нормативно-правовыми актами, регулирующими поведение ГИА в 2021-2022 учебном году. |
Письмо об особенностях изменений в Порядках ГИА 9, 11 от 06.04.2021 № 1443
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования
Расписание ГИА-2020
Перечень предметов, формы и продолжительность проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего образования в 2020 году
Приложение к приказу МОН № 1628 от 20.11.2019
Методические рекомендации по организации ГИА в 2020 году для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организации работы апелляционных комиссий
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов
Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющей государственную аккредитацию основной образовательной программы основного общего образования (далее– Государственная итоговая аттестация), является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация проводится в пунктах проведения экзаменов в образовательных организациях, в которых участники государственной итоговой аттестации завершают освоение основных образовательных программ основного общего образования.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования проводится Государственными экзаменационными комиссиями, созданными органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и Государственной экзаменационной комиссией, созданной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, непосредственно подведомственных общеобразовательных организаций.
Обучающимся, завершившим освоение основной образовательной программы основного общего образования и получившим положительные результаты при прохождении государственной итоговой аттестации, выдается аттестат об основном общем образовании.
Обучающимся, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты при прохождении государственной итоговой аттестации, выдается справка об обучении согласно части 11 статьи 57 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании».
Порядок проведения ГИА по основным образовательным программам среднего общего образования в 2021 году
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов
Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Открытые банки заданий для ГИА-2021
С 01 февраля 2021 года начинается регистрация обучающихся на участие в государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования.
Образцы документов необходимые для регистрации на ГИА:
- Заявление на участие в государственной итоговой аттестации.
- Заявление на обработку персональных данных несовершеннолетнего.
- Заявление на обработку персональных данных совершеннолетнего.
- Заявление о смене персональных данных.
11 января 2021 года начата регистрация обучающихся и лиц, желающих принять участие в государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.
Регистрация выпускников образовательных организаций проводится по месту их обучения. С перечнем документов для регистрации можно ознакомиться в Инструкции об организации обеспечения участия обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в государственной итоговой аттестации.
(памятка)
Образцы документов необходимые для регистрации на ГИА:
- Заявление на участие в государственной итоговой аттестации.
- Заявление на обработку персональных данных совершеннолетнего.
- Заявление на обработку персональных данных несовершеннолетнего.
- Справка об обучении в общеобразовательной организации.
- Справка об обучении в организации среднего профессионального образования.
- Заявление об изменении перечня предметов и вида государственных экзаменов.
- Заявление об изменении персональных данных.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА
"УЧЕТ УЧАСТНИКОВ ГИА"
Для регистрации и учета данных участников государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки разработана автоматизированная система «Учет участников государственной итоговой аттестации».
Автоматизированная система универсальна в области использования и доступ к ней может осуществляться как с персональных компьютеров, так и с мобильных устройств, имеющих выход в Интернет.
Вся необходимая информация доступна участнику государственной итоговой аттестации в его Личном кабинете.
По вопросам связанным с регистрацией на участие в государственной итоговой аттестации и ее проведением обращаться в
071 441 34 27
071 441 34 26
Приказ от 09.04.2021 г. №283 «Об утверждении расписания
итоговой аттестации по основным образовательным программам
основного общего и среднего общего образования на территории
Донецкой Народной Республики в 2021 году»
Со всеми нормативными документами, образцами бланков,
программами ГИА, образцами заданий Вы можете ознакомиться
на сайте
Государственной Итоговой Аттестации