Цели
1. Воспитательные, развивающие:
- развивать организаторские способности обучающихся; учить управлять и
подчиняться;
- воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность,
предприимчивость;
- учить умению отстаивать свои права, права коллектива;
- умение делать выбор;
- формировать политическую культуру.
2. Прагматические:
- освободить классного руководителя от части обязанностей, контрольных функций;
- использовать интеллектуальный и физический потенциал в решении практических и
хозяйственных проблем класса.
Задачи
1. Организация реального участия школьников в органах самоуправления класса,
школы.
2. Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с
конкретными. определёнными и посильными для них функциями.
3. Придание ученическому самоуправлению характера деловой игры с выполнением
функций взрослых.
4. Развитие организаторских и управленческих способностей, самостоятельности,
ответственности и т. д.
Самоуправление в школе – это организация взаимодействия учащихся с родителями, педагогами и администрацией общеобразовательной организации, которое регулируется нормативными актами и осуществляется органом самоуправления.
В зону компетентности школьного самоуправления входит:
- Защита интересов и прав учащихся;
- Поддержка учащихся в реализации творческих способностей и удовлетворении их социальных потребностей, помощь в поиске своей жизненной позиции;
- Пропаганда здорового питания и занятий спортом;
- Поддержка инициативы, направленной на достижение общественно значимых целей;
- Рассмотрение вопроса о продолжительности учебной недели;
- Рассмотрение вопросов о введении школьной формы;
- Выбор учебников и профилей в школе;
- Рассмотрение организации досуга и внеурочных мероприятий для школьников.
Ученическое самоуправление это неотъемлемая часть школьной жизни, играющая важную роль в формировании у учащихся школы коллективных отношений и социальной позиции.
Организация детского самоуправления в школе основана на развитии у детей самостоятельности в принятии решений, их реализации и достижении поставленных коллективом целей.
Обучающихся, входящих в орган ученического самоуправления школы, выбирают коллективно, принимая во внимание их организаторские способности и умение отстаивать интересы большинства.
Лиеисты, избранные членами ученического самоуправления, осуществляют следующее:
- Устанавливают правила поведения в школе и осуществляют контроль за их исполнением.
- Организовывают праздники и общешкольные мероприятия, досуговую деятельность в лицее.
- Следят за соблюдением прав детей, как участников образовательного процесса.
- Оказывают посильное содействие в разрешении внутришкольных конфликтных ситуаций.
- Организовывают шефство старших над младшими, успевающих обучающихся над отстающими.
Выполнение полномочий органа самоуправления в образовательной учреждении может осуществляться как коллективно, так и в виде индивидуальных поручений.
Классическим вариантом школьного самоуправления является педагогический совет. В зону его компетенции включено принятие решений в вопросах, относящихся к воспитательной и педагогической деятельности.
Ученическое самоуправление в Лицее представлено в виде двух форм: классное и общешкольное.
Общешкольное самоуправление решает задачи, стоящие перед школой и представлено в виде проведения общего собрания учащихся не менее одного раза в год, на котором выбираются органы самоуправления школы (школьный совет, старостат, министерский совет) и определяются их полномочия.
Общеклассное самоуправление представлено в виде классных собраний обучающихся, на которых происходит обсуждение вопросов, касающихся жизни коллектива, деятельности обучающихся и их участия в общешкольных делах. В проведении классных собраний принимает участие классный руководитель.
На классных собраниях избирается староста класса, представители других органов ученического коллектива (культмассовый сектор, редколлегия, спортивный сектор, учебный сектор), распределяются поручения, заслушиваются сообщения о текущей деятельности и отчеты о проделанной работе, проводятся консультации по предмету, разбираются инструкции.
Органом самоуправления в классе является ученический совет, который избирается классным собранием в начале учебного года и проводит свои заседания ежемесячно. Работа органа самоуправление предполагает установление коллективом старшеклассников, учителей и родителей тех норм и правил, которые должен соблюдать весь лицей, в том числе и ее директор.
Деятельность классного руководителя направлена
на развитие личности обучающегося, повышение уровня воспитанности и
готовности выпускников школы к жизни, к труду в условиях развивающегося
общества.
Основные принципы деятельности органа самоуправления в
классе
- Принцип самостоятельности.
- Принцип ответственности.
- Принцип равноправия и сотрудничества.
- Принцип коллективности.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в
разных видах:
- участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- дежурства по классу и по школе.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! |
Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально! |
Функции ученического самоуправления:
самоактивизация;
организационное саморегулирование;
коллективный самоконтроль.
Самоактивизация предполагает вовлечение как
можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной
проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми
сферами деятельности.
Организационное саморегулирование предполагает
гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов,
устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно
изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.
Коллективный самоконтроль предполагает
постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей
деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.
Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Члены
самоуправления имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы
самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания
деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления,
оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и
выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены
самоуправления обязаны:
- действовать на благо лицея, заботиться о чести и
поддержании его традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте
родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни,
жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
Основные принципы деятельности:
Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с
деятельностью самоуправления, решаются только его членами.
Принцип ответственности: члены самоуправления несут
ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими
членами.
Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член
самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива
самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах,
конференциях, собраниях.
Принцип гласности: все решения органа самоуправления
доводятся до сведения всех.
Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.
Законы коллектива
- Закон
правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
Будь правдив!
- Закон
добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон
заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим
людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон
любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не
стесняйся ее.
- Закон
милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы
на глазах. Не забывай о них!
- Закон
памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей
истории.
- Закон
уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство
других.
- Закон
старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- Закон
свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не
забывай о свободе другого человека.
- Закон
смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
- Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
НАШИ ЗАПОВЕДИ:
- учись жить достойно;
- береги природу и учись у нее гармонии;
- уважай других;
- раскрой себя в любой ситуации;
- сам побеждай свои слабости и недостатки;
- отвечай за свои поступки;
- правда – всего дороже;
- помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;
- в дружбе – сила;
- не бросай товарищей в беде;
- мальчики и девочки – друзья;
- различай «можно» и «нельзя»;
- честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.
Поощрение и наказание
Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и
спорте, за общественную работу.
Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава
школы.
К ним могут быть применены следующие меры:
- выговор или замечание;
- лишение права участвовать в общих делах.