Самоуправление

       Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов жизнедеятельности учреждения образования, пропагандировать только интересные для молодежи формы работы. Участие в ученическом самоуправлении позволяет обучающимся продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

    Правовой основой деятельности ученического самоуправления являются Закон ДНР «Об образовании », Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики», Концепция патриотического воспитания  детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» и др.

    Смысл детского самоуправления состоит в том, чтобы дети  приобрели личный опыт демократических отношений и формы его сознания. Самоуправление в школе – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он помогает создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности обучающегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников школы к жизни, к труду в условиях развивающегося общества. 

Цели
1. Воспитательные, развивающие:
- развивать организаторские способности обучающихся; учить управлять и подчиняться;
- воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость;
- учить умению отстаивать свои права, права коллектива;
- умение делать выбор;
- формировать политическую культуру.
2. Прагматические:
- освободить классного руководителя от части обязанностей, контрольных функций;
- использовать интеллектуальный и физический потенциал в решении практических и хозяйственных проблем класса.

Задачи
1. Организация реального участия школьников в органах самоуправления класса, школы.
2. Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными. определёнными и посильными для них функциями.
3. Придание ученическому самоуправлению характера деловой игры с выполнением функций взрослых.
4. Развитие организаторских и управленческих способностей, самостоятельности, ответственности и т. д. 

Самоуправление в школе – это организация взаимодействия учащихся с родителями, педагогами и администрацией общеобразовательной организации, которое регулируется нормативными актами и осуществляется органом самоуправления.

В зону компетентности школьного самоуправления входит:

  • Защита интересов и прав учащихся;
  • Поддержка учащихся в реализации творческих способностей и удовлетворении их социальных потребностей, помощь в поиске своей жизненной позиции;
  • Пропаганда здорового питания и занятий спортом;
  • Поддержка инициативы, направленной на достижение общественно значимых целей;
  • Рассмотрение вопроса о продолжительности учебной недели;
  • Рассмотрение вопросов о введении школьной формы;
  • Выбор учебников и профилей в школе;
  • Рассмотрение организации досуга и внеурочных мероприятий для школьников.

   Ученическое самоуправление это неотъемлемая часть школьной жизни, играющая важную роль в формировании у учащихся школы коллективных отношений и социальной позиции.

  Организация детского самоуправления в школе основана на развитии у детей самостоятельности в принятии решений, их реализации и достижении поставленных коллективом целей.

   Обучающихся, входящих в орган ученического самоуправления школы, выбирают коллективно, принимая во внимание их организаторские способности и умение отстаивать интересы большинства.

Лиеисты, избранные членами ученического самоуправления, осуществляют следующее:

  • Устанавливают правила поведения в школе и осуществляют контроль за их исполнением.
  • Организовывают праздники и общешкольные мероприятия, досуговую деятельность в лицее.
  • Следят за соблюдением прав детей, как участников образовательного процесса.
  • Оказывают посильное содействие в разрешении внутришкольных конфликтных ситуаций.
  • Организовывают шефство старших над младшими, успевающих обучающихся над отстающими.

Выполнение полномочий органа самоуправления в образовательной учреждении может осуществляться как коллективно, так и в виде индивидуальных поручений.

Классическим вариантом школьного самоуправления является педагогический совет. В зону его компетенции включено принятие решений в вопросах, относящихся к воспитательной и педагогической деятельности.

Ученическое самоуправление в Лицее представлено в виде двух форм: классное и общешкольное.

Общешкольное самоуправление решает задачи, стоящие перед школой и представлено в виде проведения общего собрания учащихся не менее одного раза в год, на котором выбираются органы самоуправления школы (школьный совет, старостат, министерский совет) и определяются их полномочия.

Общеклассное самоуправление представлено в виде классных собраний обучающихся, на которых происходит обсуждение вопросов, касающихся жизни коллектива, деятельности обучающихся и их участия в общешкольных делах. В проведении классных собраний принимает участие классный руководитель.

На классных собраниях избирается староста класса, представители других органов ученического коллектива (культмассовый сектор, редколлегия, спортивный сектор, учебный сектор), распределяются поручения, заслушиваются сообщения о текущей деятельности и отчеты о проделанной работе, проводятся консультации по предмету, разбираются инструкции.

Органом самоуправления в классе является ученический совет, который избирается классным собранием в начале учебного года и проводит свои заседания ежемесячно. Работа органа самоуправление предполагает установление коллективом старшеклассников, учителей и родителей тех норм и правил, которые должен соблюдать весь  лицей, в том числе и ее директор.

Деятельность классного руководителя направлена на развитие  личности обучающегося, повышение уровня воспитанности и готовности выпускников школы к жизни, к труду в условиях развивающегося общества. 

Основные принципы деятельности органа самоуправления в классе

- Принцип самостоятельности.

- Принцип ответственности.

- Принцип равноправия и сотрудничества.

- Принцип коллективности.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
- участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- дежурства по классу и по школе.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!



Структура классных органов самоуправления

      Основой организации самоуправления в школе служит организация само­управления в классе. Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, скла­дывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными обучающимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы обучающихся. Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса ру­ководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий про­цесс, следит за дисциплиной и посещаемостью, распределяются общественные поручения среди обучающихся.
         Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Функции ученического самоуправления: 

самоактивизация; 

организационное саморегулирование; 

коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности  и на основе этого поиск более эффективных задач.

   Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ

 САМОУПРАВЛЕНИЯ

Члены самоуправления имеют право:

- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;

- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

- входить в состав других объединений.


Члены самоуправления обязаны:

- действовать на благо лицея, заботиться о чести и поддержании его традиций и авторитета;

- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

- проявлять уважение к старшим;

- уважать взгляды и убеждения других людей;

- уважать достоинство и свободу другого человека;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.


Основные принципы деятельности:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.

Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

Законы коллектива

  1. Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
  7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

НАШИ ЗАПОВЕДИ:

- учись жить достойно;

- береги природу и учись у нее гармонии;

- уважай других;

- раскрой себя в любой ситуации;

- сам побеждай свои слабости и недостатки;

- отвечай за свои поступки;

- правда – всего дороже;

- помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;

- в дружбе – сила; 

- не бросай товарищей в беде;

- мальчики и девочки – друзья;

- различай «можно» и «нельзя»; 

- честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный. 


Поощрение и наказание

Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.

Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. 

К ним могут быть применены следующие меры:

- выговор или замечание;

- лишение права участвовать в общих делах.