Проблема безопасности являлась ранее и является сейчас одной из самых жизненно важных задач, стоящих перед любым обществом, любым государством, ибо без ее решения не могут существовать ни государство, ни человек. До начала XX века безопасность рассматривали либо как сохранение государственного суверенитета, укрепление внешних границ (внешняя безопасность), либо как подавление внутренних врагов — преступников, смуты, оппозиции (внутренняя безопасность). Лишь в конце XIX — начале XX века отмечается активное стремление общественности (в лице политических партий и движений) к созданию безопасных условий жизни личности.
Правовая безопасность - это осуществляемая в правовой системе и посредством права, законодательства о видах безопасности социально-правовая система обеспечения (осуществления, охраны, защиты) и обеспеченность правового положения (статусов, состояний, условий, правоотношений, режимов, правопорядка и т.п.) субъектов (личность, общество, государство) права, в котором они гарантированно и на свой риск, самостоятельно и совместно противодействуют (предупреждают, нейтрализуют, устраняют) опасностям, прежде всего социально-правовым (правонарушениям), обеспечению и обеспеченности (материализации) их законных прав, свобод, интересов - видов безопасности личности, общества, государства или видов национальной безопасности.
Безопасность может быть обеспечена как с использованием правовых мер-санкций (реальная безопасность), так и без их использования вследствие роста правовой культуры, экономической и иной выгодности социально-позитивного, законопослушного поведения (идеальная безопасность).
ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ ПРОДАЖИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ БЕСТАБАЧНОЙ НИКОТИНОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ НИКОТИНА, А ТАКЖЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕСТАБАЧНОЙ НИКОТИНОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ДОСТАВКИ НИКОТИНА
В ДНР запретили продавать
несовершеннолетним бестабачную никотинсодержащую продукцию и электронные
системы доставки никотина. За нарушение закона «О запрете продажи
несовершеннолетним бестабачной содержащей никотин продукции, электронных систем
доставки никотина, а также вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления
бестабачной никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина»
предусмотрены штрафы: для граждан – от 5 до 10 тысяч рублей, для физических лиц
– предпринимателей – от 10 до 30 тысяч рублей с конфискацией продукции, для
должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией продукции, для лиц,
достигших 16 лет, но не достигших 18 лет − от 3 до 7 тысяч рублей, родителей
или иных законных представителей несовершеннолетних до 16 лет – от 2 до 5 тысяч
рублей.
До тех пор пока тебе не исполнится 18 лет, ты считаешься ребенком и имеешь все права, которые изложены в этой Конвенции.
Статья 2. Запрещение дискриминации
Ты не должен подвергаться дискриминации по какой-либо причине, включая по причине расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, социального или имущественного положения, состояния здоровья и рождения, твоих родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 3. Наилучшее обеспечение прав ребенка
Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению твоих интересов и интересов любого ребенка.
Статья 4. Осуществление прав Конвенции
Государство должно позаботиться, чтобы права этой Конвенции были доступны тебе и всем детям.
Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка
Твоя семья несет основную ответственность за твое воспитание так, чтобы по мере того, как ты рос, ты учился правильно пользоваться своими правами. Государство должны уважать это право.
Статья 6. Право на жизнь и развитие
Ты имеешь право жить и развиваться. Государство обязано обеспечить твое выживание и здоровое развитие.
Статья 7. Регистрация здоровья, имени, гражданство и забота родителей
Ты имеешь право на официальную регистрацию твоего рождения, имя и гражданство. Ты имеешь право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
Статья 8. Сохранение индивидуальности
Государство должно соблюдать твое право на имя, гражданство и семейные связи.
Статья 9. Разлучение с родителями
Тебя не должны разлучать с твоими родителями за исключением тех случаев, когда это в твоих интересах (Например, когда родители не заботятся о тебе или жестоко с тобой обращаются). Если твои родители развелись, ты имеешь право регулярно встречаться с ними, кроме тех случаев, когда это может нанести тебе вред.
Статья 10. Воссоединение семьи
Если ты и твои родители живете в разных странах, ты должен иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения с твоими родителями или воссоединиться семьей.
Статья 11. Защиты от незаконного перемещения в другую страну
Государство должно предпринять меры, чтобы предотвратить незаконный вывоз тебя из твоей страны.
Статья 12. Уважение взглядов ребенка
Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение и твое мнение должно быть учтено при принятии таких решений.
Статья 13. Свобода выражения и информации
Ты имеешь право иметь, искать, получать и передавать информацию любого рода (например, при помощи письма, искусства, телевидения, радио или Интернета), если только эта информация не вредит тебе и другим людям
Статья 14. Свобода мысли, совести и религии
Ты имеешь право на убеждения и религию и можешь практиковать свою религию, если только это не нарушает права других людей. Твои родители должны разъяснить тебе эти права.
Статья 15. Свобода ассоциаций и мирных собраний
Ты имеешь право встречаться и объединяться в группы с другими детьми, если только это не вредит другим людям.
Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация
Ты имеешь право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить твоей репутации, а также входить в твой дом и читать твои письма или электронную почту без разрешения. Ты и твоя семья имеют право на защиту от незаконного посягательства на вашу честь и репутацию.
Статья 17. Доступ к информации и средств массовой информации
Ты имеешь право на достоверную информацию из разных источников, включая книги, газеты и журналы, телевидение, радио и Интернет. Информация должна быть полезной и доступной твоему пониманию.
Статья 18. Ответственность родителей
Родители несут равную ответственность за твое воспитание и развитие и должны всегда учитывать твои наилучшие интересы. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, особенно если родители работают.
Статья 19. Защита от всех форм насилия, небрежного обращения и жестокого обращения
Государство должно обеспечить, чтобы о тебе хорошо заботились, и защищало тебя от насилия, небрежного отношения и жестокого обращения со стороны родителей или тех, кто о тебе заботится.
Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи
Если родители и семья не могут о тебе заботиться в достаточной мере, тогда за тобой должны смотреть люди, которые уважают твою религию, традицию и язык.
Статья 21. Усыновление
Если тебе усыновляют, прежде всего должны неукоснительно соблюдаться твои наилучшие интересы, в независимости от того, усыновлен ли ты в стране, где родился, или тебя перевезли жить в другую страну.
Статья 22. Дети-беженцы
Если ты приехал в новую страну, потому что на твоей родине опасно жить, ты имеешь право на защиту и поддержку. Ты имеешь право на такие же права, как и дети, рожденные в этой стране.
Статья 23. Дети-инвалиды
Если у тебя особенности развития в умственном или физическом отношении, ты имеешь право на особый уход, поддержку и образование, так чтобы ты мог вести полноценную и независимую жизнь и участвовать в жизни общества, согласно своим возможностям.
Статья 24. Здоровье и здравоохранение
Ты имеешь право на охрану своего здоровья (например, лекарства, доступ к больницам и квалифицированным медицинским работникам). Ты имеешь право на питьевую воду, питательную еду, чистую экологию и профилактику болезней, чтобы ты оставался здоровым. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 25. Периодическая оценка при попечении
Если ты находишься на попечении, и о тебе заботятся местные власти или учреждения, а не твои родители, государство должно регулярно проверять твои условия жизни, чтобы удостовериться, что за тобой обеспечен хороший уход.
Статья 26, Социальное обеспечение
Общество, в котором ты живешь, должно предоставить тебе возможность пользоваться его благами, которые помогают тебе развивать и жить в хороших условиях (например, образование, культура, питание, здоровья и социальное обеспечение). Государство должно предоставить дополнительные средства для детей нуждающихся семей.
Статья 27. Уровень жизни
Ты имеешь право на право на уровень жизни, необходимый для твоего физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
Статья 28. Право на образование
Ты имеешь право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Богатые страны должны помочь более бедным странам добиться таких стандартов.
Статья 29. Цели образования
Образовательные учреждения должны развивать твою личность и полностью раскрыть твои таланты, умственные и физические способности. Они должны подготовить тебя к взрослой жизни и научить уважать твоих родителей, культурные ценности и традиции, своей и других стран. Ты имеешь право учиться правильно пользоваться своими правами.
Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
Ты имеешь право говорить на родном языке, соблюдать родные обычаи и исповедовать свою религию в независимости от того, разделяют ли их большинство людей в твоей стране.
Статья 31. Отдых, досуг и культурная жизнь
Ты имеешь право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32. Детский труд
Государство должно защищать тебя от опасной, вредной и непосильной работы, которая мешает твоему образованию и позволяет другим тебя эксплуатировать.
Статья 33. Дети и незаконное употребление наркотических средств
Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь тебя от незаконного употребления наркотиков, не допустить твоего участия в производстве и торговле наркотиками.
Статья 34. Защита от сексуальной эксплуатации
Государство должно защищать тебя от любых форм сексуального насилия.
Статья 35. Защита от торговли детьми, контрабанды и похищения
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей в другие страны с целью эксплуатации.
Статья 36. Защита от других форм эксплуатации
Ты должен быть защищен от любых действий, которые могут нанести вред твоему развитию и благополучию.
Статья 37. Защита от пыток, жестокого обращения и лишения свободы
Если ты нарушил закон, с тобой не должны обращаться жестоко. Тебя не могут поместить в тюрьму вместе со взрослыми, у тебя должна быть возможность поддерживать контакт со своей семьей.
Статья 38. Защита детей, затронутых вооруженными конфликтами
Если тебе не исполнилось 15 лет (18 в большинстве европейских стран), государство не должно позволить тебе вступать в армию или напрямую участвовать в вооруженных конфликтах. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.
Статья 39. Восстановительный уход
Если ты оказался оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить твое физическое и душевное здоровье и дать тебе вернуться в ряды общества.
Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Если тебя обвинили в нарушении законов, с тобой должны обращаться так, чтобы твое человеческое достоинство было сохранено. Ты имеешь право на правовую помощь и можешь быть приговоренным к тюремному заключению только за очень серьезные преступления.
Статья 41. Применение наивысших норм
Если законы твоей страны защищают права ребенка лучше, чем положения этой Конвенции, то следует применять законы этой страны.
Статья 42. Распространение информации о Конвенции
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых, учреждений и детей.
Статьи 43-54. Обязательства государств
Эти статьи объясняют, как взрослые и государства должны работать вместе, чтобы обеспечить соблюдение прав детей.
Профилактика хулиганских действий в подростковой среде
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая трудом материальные блага, одновременно отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить,
оскорблять, хулиганить – противозаконно. Однако количество несовершеннолетних правонарушителей меньше не становится.
Проблема проявления хулиганских действий среди подростков остается актуальной и на сегодняшний день. Не каждый из-за своих возрастных особенностей осознает характер совершаемых им противоправных деяний, которые ведут к неисправимым последствиям.
При этом за тюремную решетку никто не стремится, но сотни подростков попадают в воспитательные колонии и спецшколы. Почему так происходит? Сегодня мы с Вами попробуем разобраться в причинах этого и выработать рекомендации, как себя вести, чтобы не стать соучастником преступления или его жертвой.
Одна из задач сегодняшней беседы - разъяснить основные нормы
законодательства, связанные с совершением хулиганских действий. Также Вы узнаете отличие хулиганств, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность и о наказаниях, грозящих за совершение данных проступков.
До какого возраста подросток является несовершеннолетним?
Несовершеннолетним признается лицо, которым ко времени совершения
правонарушения не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.
Как вы считаете, что такое ответственность?
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Какие виды ответственности вы знаете? (уголовная, административная, дисциплинарная).
Для начала разберемся, в чем же различие между преступлением и
административным правонарушением.
Нормы уголовные и нормы об административных правонарушениях очень схожи, но главное отличие административного правонарушения от преступления - это степень общественной опасности, которая при совершении преступления гораздо выше, чем в случае совершения административного правонарушения. Уголовное право разделяет преступления на несколько категорий (особо тяжкие, тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности), в соответствии с этим назначается наказание.
Уголовно наказуемое хулиганство {статья 339 УК) в зависимости от обстоятельств совершения относится к категориям менее тяжкого либо тяжкого преступления.
Уголовная ответственность за хулиганство {статья 339 УК) также как и административная ответственность за мелкое хулиганство {статья 17.1 Ко АП) наступает с 14 лет, так как они представляют повышенную общественную опасность в сравнении с другими правонарушениями.
В настоящее время в соответствии со статьей 17.1 Ко АП к мелкому хулиганству относятся: оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.
Кроме того, к указанным действиям можно отнести и использование
пиротехники в общественных местах.
Пиротехнические изделия - это предмет повышенной опасности. В целях обеспечения безопасности их использование должно осуществляться только вдали от людей и легковоспламеняющихся предметов и веществ, а также с обязательным соблюдением требований инструкции по их применению. Ежегодно вследствие неосторожного обращения с пиротехникой в учреждения здравоохранения поступают
сотни подростков с различными травмами. Наиболее часто при этом страдают кисти рук и глаза.
Следует помнить, что в преддверии и во время новогодних праздников правоохранительными органами проводятся целенаправленные мероприятия по предупреждению и пресечению незаконного оборота пиротехнических изделий.
Напоминаю, что продажа пиротехнических изделий допускается только лицам, достигшим 15 лет. При возникновении у продавца сомнений относительно возраста покупателя последний обязан предъявить документ, содержащий фотографию и дату рождения. Продажа пиротехники с рук категорически запрещена. За совершение мелкого хулиганства предусмотрено наказание в виде предупреждения
или штрафа в размере до 30 базовых величин.
Если данное правонарушение совершил подросток младше 14 лет, то к административной ответственности могут быть привлечены его родители по статье 9.4 (Невыполнение обязанностей по воспитанию детей) КоАП, которая предусматривает предупреждение или штраф до 10 базовых величин.
Какие преступления совершаются в подростковом возрасте чаще
Хулиганство является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений и нередко способствует совершению более тяжких преступлений.
Существуют следующие виды хулиганств: простое, злостное и особо злостное.
Простое хулиганство (часть 1 статьи 339 УК) состоит в умышленных действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, сопровождающихся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающихся по своему содержанию исключительным цинизмом.
Грубое нарушение общественного порядка может выражаться в совершении, например, таких действий, которые влекут:
1. причинение вреда законным правам и интересам человека (свобода
деятельности учреждения, предприятия, общественного транспорта и т.п.
Явное неуважение к обществу имеет место тогда, когда человек демонстративно пренебрегает сложившимися в обществе нормами поведения и морали, противопоставляет себя обществу или отдельным гражданам. Причём хулиганство не обязательно должно быть совершено в общественном месте. Такие действия могут быть совершены и в малолюдном или безлюдном месте. Грубое нарушение общественного порядка и явное неуважение к обществу могут быть признаны преступным хулиганством, когда к другому лицу или лицам
применяется насилие, то есть физическое воздействие на потерпевшего в любой форме (побои, удары, причинение телесных повреждений, связывание, насильственное удержание в каком-либо месте и т.п.), без какой-либо на то причины, либо имеет место угроза его применения, то есть выраженное словесно или определёнными жестами намерение применить физическое насилие.
Кроме того, хулиганством могут быть действия, связанные с уничтожением или повреждением чужого имущества (например, группа подростков, возвращаясь на электричке поздно вечером с футбольного матча, порезали несколько сидений в вагоне или разбили стекла в окнах).
Хулиганством признаётся также проявление исключительного цинизма, который выражается в крайне презрительном отношении лица к нравственным ценностям общества (бесстыдство, издевательство над тяжело больными, престарелыми, малолетними, которые не имеют возможности реальной защиты самих себя, надругательства над обычаями, традициями и т.п.).
За совершение указанных действий возможно наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы сроком до 3 лет.
Злостным хулиганством (часть 2 статья 339 УК)будет признаваться любое из уже описанных действий, совершенное повторно или группой лиц, либо если оно связано с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, или сопряжено с причинением менее тяжкого телесного повреждения.
Данные деяния наказываются арестом, ограничением или лишением свободы сроком до 6 лет.
Особо злостное хулиганство предусмотрено в части 3 статьи 339 УК. Его образуют хулиганские действия, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств либо если они совершены с угрозой применения этих предметов. Условием ответственности за особо злостное хулиганство является наличие реальной возможности применить указанные предметы (например, драка футбольных фанатов после окончания матча, где в качестве орудий использовались палки, камни, цепи и др.).
Наказываются данные действия ограничением или лишением свободы на срок до 10 лет.
Порядка 60% хулиганств, совершенных подростками, связаны с применением насильственных действий.
Примеры.
Несовершеннолетний житель г. Бреста летом этого года, находясь в
состоянии алкогольного опьянения возле магазина «Олимп» в г. Барановичи, с использованием пневматического пистолета, назойливо приставал к гражданам, приставлял пистолет к голове проходивших мимо граждан, а одному из них нанес пистолетом 2 удара по голове, причинив телесные повреждения. В данном случае налицо грубое нарушение общественного порядка и явное неуважение к обществу. За
свои злостные хулиганские действия он осужден судом к лишению свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Несовершеннолетний житель г. Осиповичи, студент колледжа, уже имеющий судимость за хулиганство, находясь во дворе учебного заведения г. Осиповичи, беспричинно, из хулиганских побуждений, умышленно нанес наглядно знакомому студенту один удар рукой в область головы сзади, причинив потерпевшему телесные повреждения. Суд приговорил несовершеннолетнего к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
В данном случае суд учел прежнюю судимость подростка и применил наказание в виде лишения свободы по совокупности с ранее наложенным.
Одной из основных причин совершения хулиганства является употребление алкогольных напитков или одурманивающих веществ. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, подростки чувствуют себя развязно, у них появляется чувство вседозволенности, что, соответственно, может привести к хулиганским действиям.
Ответственность за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, а равно как и за совершение указанных действий повторно (ст. 17.3 Ко АП) влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 15 базовых величин
Еще около 40% хулиганств связаны с повреждением либо уничтожением чужого имущества. Необходимо отметить, что лица, совершающие хулиганские действия путем применения насилия либо угрозы его применения, как правило, сознают факт совершения преступления. В то же время, многие подростки, обвиняемые по уголовным делам о хулиганстве, наивно полагали, что, разбивая окна в чужих домах, царапая лакокрасочное покрытие транспортных средств либо прокалывая колеса автомобилей, совершая иные подобные действия, не понесут уголовной ответственности.
В очередной раз стоит пояснить, что любые умышленныедействия, грубо нарушающие общественный порядок ивыражающие явное неуважение к обществу, уголовным закономквалифицируются как уголовно наказуемое деяние (хулиганство).Ответственность наступает даже тогда, когда при совершении хулиганства никто, кроме самого правонарушителя, не присутствует. Однако он должен сознавать, что результат его действий все равно станет очевиден.
Несовершеннолетний Р. осужден к 2 месяцам ареста за то, что разбил четыре оконных стекла у соседа, а несовершеннолетний К. — к 3 месяцам ареста за нанесение удара по лицу прохожему. Подростки А. и О. осуждены к 1 году лишения свободы каждый, за то, что разбили пять оконных стекол и опрокинули секцию забора жилого дома в г. Давид- Городке Столинского района.
Необходимо отметить, что совершение хулиганских действий зачастую влечет и дополнительные расходы, связанные с компенсацией морального вреда потерпевшим.
Например, на двух подростков, избивших учащегося младших классов в школьной столовой г. Минска, кроме приговора к наказанию в виде лишения свободы, суд возложил обязанность выплатить потерпевшему в счет компенсации морального вреда 35 млн. рублей.
Приведенные факты красноречиво свидетельствуют о том, что чрезмерная удаль и бравада, стремление продемонстрировать свое физическое превосходство, кого-то подавить влекут последствия, связанные с административной ответственностью, либо уголовным наказанием.
Хочется верить, что, прочитав эту информацию, подростки будут прежде
всего думать о последствиях, а не о возникающих желаниях сделать что-то противозаконное.
Примечание: Конвенция по правам ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. В Конвенции 54 статей, определяющих права детей и как эти права должны быть обеспечены и поддержаны государствами. Почти все страны в мире ратифицировали эту Конвенцию, обещая соблюдать все права и свободы этой Конвенции.
Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития.
Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.
В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.
Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Обозначим неблагоприятные условия семейного воспитания:
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических установок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.
Гиперопека. В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Ответственность перед собой и близкими людьми.
Помните: всё в Ваших руках, именно от Вас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — важная часть воспитательной работы нашей школы. А если такую серьёзную тему преподнести в игровой форме, детям будет вдвойне интересно, а пользы будет вдвое больше!
Рекомендации по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Ограничить пребывание несовершеннолетних на улице в вечернее время во избежание правонарушений и преступлений против несовершеннолетних.
Не допускать нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей после 22.00.
Формировать у детей правильные ценностные ориентиры согласно принятым общественным нормам морали и нравственности.
Формировать культуру поведения в общественных местах, соответствующих общепринятым правилам общества, а так же осознанные навыки безопасного поведения на улице и в общественных местах.
Контролировать посещение интернет ресурсов, посещение запрещенных групп, страниц, сайтов.
Осуществлять должный контроль со стороны родителей по вопросам обучения, воспитания и занятости подростков во внеурочное время.
Поддерживать связь со школой как с целью контроля успеваемости и прилежания своего ребенка, так и по мотивам создания для него комфортной образовательной среды в школе и дома на основе рекомендации педагогов.
Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми:
Стремиться (насколько это возможно) достигать в семье согласия и взаимопонимания.
Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
Уважать старших и помогать младшим.
Чередовать труд и отдых.
Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
Стремиться проводить воскресные дни вместе и т. д.
Необходимо помнить, что родительская любовь благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья!
Какая ответственность предусмотрена за распитие спиртного
в общественных
местах в ДНР?
В Республике за распитие
пива (кроме безалкогольного), алкогольных и слабоалкогольных напитков в
запрещенных местах или появление в общественных местах в пьяном виде,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,
предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 178
Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП в редакции,
действующей на территории ДНР). Данная статья устанавливает такие виды
административных взысканий, как предупреждение, штраф в размере от 34 рублей до
272 рублей, общественные работы, исправительные работы, административный арест.
К запрещенным для
распития алкоголя местам ст. 178 КУоАП относит улицы, закрытые спортивные
сооружения, скверы и парки, все виды общественного транспорта (включая
транспорт международного сообщения), другие запрещенные места. Исключением
являются предприятия торговли и общественного питания, в которых продажа
указанной выше продукции разрешена соответствующим органом местного
самоуправления. Отметим, что согласно
ч.1 ст.178 КУоАП, распитие пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных
напитков в запрещенных местах, а также появление в общественных местах в пьяном
виде, влечет за сбой ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа
от одного до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В соответствии с ч.2
ст.178 КУоАП перечисленные выше действия, совершенные повторно в течение года
после применения мер административного взыскания, влекут за собой наложение
штрафа от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан. В том случае, если лицо в течение года уже
дважды подвергалось административному взысканию за распитие алкоголя в
запрещенных местах или за появление в общественных местах в пьяном виде,
предусмотрено наказание в виде штрафа от шести до восьми необлагаемых минимумов
доходов граждан или общественные работы на срок от 20 до 30 часов, или
исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20%
заработка, или административный арест на срок до 15 суток.
Лекция на
тему: «Профилактика
вредных привычек и правонарушений среди подростков» (рекомендовано для
родителей обучающихся 8-9 классов)
Побороть
дурные привычки
легче
сегодня, чем завтра.
(Конфуций)
Все
привычки накопляются постепенно,
незаметно,
как ручьи образуют реки,
а
реки изливаются в море.
(Джон Драйден)
«От
человека не зависит,
в
какую ситуацию он попадает.
Но
только от человека зависит,
как
он выходит из этой ситуации»
(А. Рыбаков)
Цель:
повышение уровня педагогических знаний по
вопросам профилактики вредных привычек и правонарушений.
Задачи:
- расширение кругозора по правовым знаниям;
- формирование ответственного отношения к
воспитанию своих детей;
- укрепление взаимопониманий с детьми.
Содержание
Здравствуйте,
уважаемые родители. Проблемы вредных привычек в подростковом возрасте в
последние годы стала чрезвычайно актуальной. Эта тема, которая все больше и
больше волнует и тревожит наше общество. Сегодня, я хотела бы предложить вам
задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном
пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Подростки и юношество представляют
собой, как мы знаем, группу повышенного риска.
В этом возрасте дают о
себе знать: перестройка организма, психогормональные процессы, становление
личности, неопределенность социального положения. В возрасте 14-16
лет у подростка еще не сложилось мировоззрение и он более подвержен влиянию окружающих.
Сознательная
дисциплина и самоконтроль, которые помогают взрослому человеку регулировать
свои поступки, находятся еще не на должном уровне. К тому же не хватает и
жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в приоритетах и ценностях,
появляющихся в мире подростков по мере их взросления. Многие мальчики и девочки
начинают курить, выпивать, пробовать наркотики в компаниях, собравшихся
для веселого времяпрепровождения. Школьники-подростки тянутся к сигарете и
бокалу, потому что курить и выпивать модно, «престижно». Все это помогает быть
раскованным, веселым, непохожим на других. Обычно дети и подростки, чтобы не
показаться слабыми, скрывают от товарищей неприятные ощущения, вызываемые у них
первыми выкуренными сигаретами. Однако, выкурив сигарету, другую, выпив бокал
вина, хочется это повторить еще и еще. Вот так и формируются пагубные привычки.
Они становятся стойкими и неуправляемыми. Не зря народная мудрость всем
известной пословицы гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь
привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Противоречия внутреннего мира
подростка, стремление к взрослости, желание заявить в семье о своем новом Я,
уход от трудностей возраста, самоутверждение в компании друзей (часто не совсем положительных) – все это
уводит его в дурманящий мир вредных привычек.
…Привычка – вторая
натура... Как часто мы слышим эти слова. Всякая привычка появляется не
случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила
неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее
будет трудно.
Вредных привычек в
жизни человека достаточно много. Но среди них есть особые, которые превращаются
в пагубные пристрастия. Это курение,
алкоголь, наркотики. Эти пристрастия обладают исключительной и губительной
силой. Помимо того что они разрушают здоровье человека, алкоголь и наркотики
являются еще и разрушителями личности. А деградирующая личность – это не только
разрушитель своей жизни. Это беда для всех тех, кто ее окружает. И это потеря
для общества (потеря ума, работоспособности, финансов и т.д.) Сбой дают все
механизмы: психологические, эмоциональные, потребностные, волевые. Слишком
велико действие наркотических веществ на психику человека.
Веществ, оказывающих
на психику человека наркотическое действие, в природе достаточно много:
никотин, этиловый спирт, опиум, гашиш, героин и многие другие наркотики,
которые получены искусственным путем. Помимо обезболивающего и усыпляющего
эффекта они вызывают еще и особое психическое состояние под названием
“эйфория”. Человек ощущает прилив сил и бодрости, приятное возбуждение улучшает
его настроение.
Не находя
признания, не чувствуя внимания в семье, в школе, подросток надеется
самоутвердиться как личность, встретить одобрение и признание, получить
поддержку у своих сверстников.
Однако в действительности у него усиливаются такие качества, как лживость,
изворотливость, жадность, агрессивность, жестокость, трусость, стремление
властвовать над всеми. Постепенно ребенок «уходит» из-под влияния родителей и
педагогов, социализируется «стихийно» на улице среди сверстников, где
поощряются и культивируются курение, сквернословие, употребление алкогольных
напитков.
Именно так появляется
подросток, для которого главным становится не учеба и труд, а так называемый «имидж
крутого и независимого», т.е. он старается
поднять свой авторитет и положение в глазах сверстников любым доступным для
него способом (начинает курить, употреблять алкоголь, сквернословить,
обижать и унижать тех, кто слабее него).
Курение
Подрыв здоровья
подростков начинается с курения. Под курением подразумевают болезненное
пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину.
Никотин – желтоватая
жидкость, легко растворяется в воде, жирах; на вкус – жгучая, хорошо
впитываемая слизистой оболочкой; смертельная доза составляет 1 г на 1 кг массы
тела.
Из всех веществ
табачного дыма, 30 особенно вредны бензопирены, которыми богат табак,
(провоцируют перерождение тканей, возникновение опухолей).
При курении особенно
страдает сердечнососудистая система (может возникнуть спазм коронарных сосудов,
а длительный спазм ведет к инфаркту). Подвержены изменениям и другие сосуды
(развивается атеросклероз).
Самое опасное вещество
в табаке радиоактивный металл полоний – 210. Он постоянно облучает курильщика и
окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному
посещению рентгеновского кабинета в течение года.
Нарушение питания
подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица.
Воспаляется также слизистая оболочка трахеи и бронхов. Образуется застой слизи
в легких, что приводит к постоянному кашлю. Иммунитет у курильщиков ослаблен.
80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн.
человек в мире умирает ежегодно от табака.
Так как у подростков
легкие еще не сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс
запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.
Личный пример
старших и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное
пристрастие. Некурящие
вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми.
В результате
получается, что из 10 выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного
курильщика. А нахождение в течение часа в накуренном помещении приравнивается к
4 выкуренным сигаретам. “Пассивные курильщики” страдают от головной боли,
головокружений, аллергии. И особенно опасно, если этими “пассивными курильщиками” являются дети. Они чаще утомляются, их
сердцебиение учащается, работоспособность резко понижается, (а ведь ребенку
надо учить уроки в таком помещении).
Курение в присутствии
людей, которые не переносят табачный дым, которым он вреден, является одним из
проявлений невоспитанности и антисоциального поведения. Подражание человеку,
которому симпатизируешь и которым восхищаешься; и просто неосознанное
следование примеру родителей, когда в семье курение – дело привычное и как бы
само собой разумеющееся, побуждают детей “попробовать”, затем приобрести
привычку, перерастающую в пагубное пристрастие. Причиной курения является и
желание продемонстрировать взрослость и независимость. Для молодых это еще и
один из способов самоутверждения, приобщения к “модной” манере поведения, повышения
своего престижа.
Никотин,
хоть и слабый наркотик, вызывает быструю
и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. В стране
разработаны некоторые меры по борьбе с курением (запрет на курение в школах,
общественных местах, на некоторых рабочих местах; запрещение рекламы табачных
изделий и их продажи несовершеннолетним, предупреждения Минздрава,
антиникотиновая пропаганда и т.д.).
Но лучшая мера – это воспитание с раннего возраста неприятия
курения. И в этом вопросе главная роль принадлежит родителям.
Горькие цифры:
85% подростков,
ежедневно выкуривающих буквально 2-3 сигареты, скорее всего в будущем
превратятся в регулярных курильщиков.
70% курящих подростков
не стали бы курить, если бы у них был бы шанс начать всё заново.
60% подростков мечтают
бросить курить, но не находят в себе сил.
Начав курить в 14 лет,
к 18 годам человек превращается в закоренелого курильщика:
в школе курит каждый
8-подросток,
в институтах каждый
5-ый студент,
80-90% всех
курильщиков начинают курить в период до 20лет, и это весьма печально.
Алкоголь
Ученые, исследующие
проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение
спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку
среди них нет безвредных. Вино, водка, самогон, пиво – всё это алкогольные
напитки.
Всем известно, что
производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток
покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный
и чуть ли не полезный "напиток". И это несмотря на то, что за
последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14%
(т.е. соответствует по спиртосодержанию винам). Бутылка светлого пива
эквивалентна 50 граммам водки. Четыре бутылки за день, что для многих
"нормально" – это 200 г. водки, почти половина бутылки. Согласно
современным исследованиям, пиво – это первый легальный наркотик,
прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам.
Организм вначале может
сопротивляться, ведь алкоголь – яд для него. Отсюда головные боли, рвота. Но
если человек вовремя не сможет остановиться, то наступает привыкание. А со
временем, для получения эйфории потребуются все большие дозы спиртного. В
состоянии эйфории человек ощущает возбуждение, особую бодрость и прилив сил.
Ощущение своей значимости и неограниченности возможностей улучшает настроение.
Возникает неотступное желание повторить подобные ощущения. Так постепенно
привычка переходит в болезнь, при которой организму алкоголь уже просто
необходим. Без его дозы человек нервничает и не может даже трудиться. Надо
заметить, что вещества, вызывающие эйфорию, ядовиты. Они способствуют истощению
организма и психической деградации личности. Человек постепенно теряет друзей,
семью, а потом и жизнь.
Только врачи-наркологи
и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков,
употребляющих алкоголь.
Очень часто ни
педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет
спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу
или милицию. Даже эпизодическое употребление алкоголя и курение в подростковом
возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу
сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе и
взаимоотношениях с родителями. Алкогольная и никотиновая зависимость у
подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям
она гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15 летних ребят с
алкоголизмом второй и даже третьей стадии, которые уже никогда не станут
полноценными людьми, так как у них развилось необратимое токсическое поражение
головного мозга – алкогольная энцефалопатия.
Большой урон наносит
алкоголь в любой сфере нашей жизни. Этот страшный урон начинается со здоровья.
Вернее, с нездоровья человеческого организма. Страдает деятельность всех внутренних органов (гипертония, болезни
сердца, цирроз, язва печени и т.д.). Сначала страдает желудок (клеток разрастание слизистой, затем атрофия, ведущая к
алкогольному гастриту и язве желудка). Печень,
постоянно нейтрализующая алкоголь, постепенно разрушается. Часть клеток гибнет,
вместо них появляется соединительная и
жировая ткань. Затем гепатит и усыхание – цирроз (боли в правом подреберье,
тяжесть, снижение аппетита, тошнота еды после, отрыжка, а по утрам рвота
слизью).
Одна треть людей,
принимающих алкоголь систематически, страдают циррозом печени. Клетки детской печени особенно
чувствительны. Спазм сосудов сердца и мозга – таков результат приема алкоголя
(пьющие умирают в 20 раз чаще). Из-за перерождения сердечной мышцы – сердцебиение, одышка, слабость.
Результат поражения сосудов – склероз.
При употреблении большого количества пива – дистрофия мышцы сердечной или
«бычье сердце». Усиление процессов атеросклеротических ведет к тромбозу (закупорка
сосудов, кровоизлияние, разрыв, инсульт, нарушение координации движений, речи).
Алкоголь отрицательно
влияет и на половые железы.
Снижается выработка половых гормонов, что приводит к старению преждевременному
и нарушениям половой функции. Зачатие даже ребенка в умеренной стадии опьянения
дает неблагоприятные самые последствия: снижение жизнеспособности
новорожденного, функций нарушения центральной нервной системы (ослабление
памяти, неспособность выполнять указания) и даже умственную отсталость.
Организм, получающий с
раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым. При приеме
алкоголя наблюдается учащенное дыхание, усиление слюноотделения, сока
желудочного, но переваривающая его способность снижена. Расширяются сосуды
кожи, нарушается терморегуляция (человек теряет тепло, не ощущает холода,
замерзает). Алкоголь вызывает обострение
заболеваний почек и мочевыводящих путей, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, особенно
туберкулезу.
Особенно опасен
алкоголь в период полового созревания (он забирает у организма цинк,
способствующий росту костей). Но самое большое влияние оказывает алкоголь на нервную систему и головной мозг,
которые управляют сложными биологическими функциями организма, психической
деятельностью и сознанием. При опьянении снижается чувство тревоги (многие
этого добиваются). Но ведь, протрезвев, человек не уходит от проблем. Их все
равно приходится решать. Так не лучше ли это делать на трезвый ум и ясную
голову?
Алкоголь всасывается в
кровь через слизистые оболочки желудка и тонкого кишечника. Затем он поступает
в ткани тела. Нервные клетки головного мозга поглощают около одной трети
поступившего в организм алкоголя. Определенная его концентрация в крови
вызывает опьянение. Так начинается разрушение левого полушария головного мозга.
Его нормальные функции нарушаются.
Некоторым молчунам надо выговориться, выплеснуть свои
эмоции, и алкоголь развязывает им языки. В таких ситуациях чаще всего говорят то, о чем
впоследствии очень жалеют. Другие стремятся реализовать свой жизненный
дискомфорт через драку и насилие. Недаром говорят, что «от опьянения два шага
до преступления».
Приобщение детей к
угарному миру происходит в процессе наблюдения за взрослыми.
Пример родителей
особенно опасен. Иногда, по меньшей мере, странно слушать родителей, которые
сетуют по поводу пристрастия их ребенка к алкоголю: «Мы же ему всегда говорили
…» так и хочется спросить, «вязал ли родитель лыко», когда говорил ребенку об
этом. Задумывался ли о силе собственного примера? Правильным ли было просвещение
и воспитание ребенка с самого раннего детства?
Особую тревогу
вызывает ситуация с энергетическимикоктейлями. Здесь, к такому же
количеству спиртного, добавляется кофеин в размере четырех чашек крепкого кофе
на банку.
Молодежь подсела на
эти энергетики – это считается модным.
Все пьют, везде рекламируют – значит, и им надо! Для подростков к тому же это первый шаг к взрослой жизни: на
этикетке ведь указано “до 18”, а раз выпил – значит, уже большой! А более
взрослым ребятам важно не отставать от тусовки. И если им все время твердят,
что напиток вернет крылья и подарит незабываемое свидание, то рано или поздно
они пойдут на поводу. А дальше свое дело сделают и состав, и вкус.
Крайне опасно для здоровья смешивать энергетические напитки с
алкоголем: у человека может наступить гипертонический
криз, нарушиться ритм сердца, могут отказать почки! Как утверждают
специалисты немецкого Федерального института, в мире зафиксировано несколько
смертельных случаев от энергетических и алкогольных смесей. К примеру,
18-летний юноша для концентрации внимания при подготовке к экзамену на
водительские права выпил за несколько дней большое количество банок с
энергетиком. Вследствие отека мозга и легких у парня наступил коллапс...
Важно не упустить этот
период взросления ребенка и не ослаблять контроль со стороны взрослых. Ребенок
должен находиться под должным контролем родителей.
Надо учить его с
детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и
добиваться их осуществления.
Не делайте из ребенка кумира.
Хвалите за хорошее, но и недостатки замечайте и реагируйте на них. Безоговорочное выполнение всех желаний может
привести и к желанию все иметь все и испробовать, в том числе и алкоголь.
Мелочный контроль, чрезмерная суровость по отношению к ребенку, наказание даже
за незначительные проступки делают ребенка подчиняющимся, забитым указаниям других.
Внутреннее напряжение, и угнетенность подавленность в настроении могут привести
к тому, что найдет он себе разрядку в наркотическом опьянении.
Задумайтесь, что нужно делать, чтобы не допустить
приобщения детей к алкоголю?
Рекомендации
по антиалкогольному воспитанию в семье:
1.Чтобы ваш ребенок не пристрастился к алкоголю,
необходимо выработать у него твердое убеждение во вреде алкоголя,
недопустимости его употребления.
2.Если случилось так, что ваш ребенок сделал
первый шаг к алкогольной пропасти, то научите критически его относиться к той
сомнительной эйфории, которую вызывает алкоголь.
3.Не демонстрируйте бутылку на столе. Не
приобщайте детей к застолью. Не давайте им спиртное «для аппетита».
4.Заостряйте внимание на том, как плохо живется
людям в той семье, где есть пьющий человек.
5.Воспитывайте отрицательное отношение к
алкоголю и людям, которые, им злоупотребляют.
6.Разъясняйте вредные свойства алкоголя. Пусть
ваш ребенок видит ее как можно реже.
7.Расскажите на примерах о несовместимости
алкоголя с достижением жизненных высоких целей.
8.Разъясняйте, что уговаривать выпить человека,
если он того не желает, – это, по мере меньшей, аморально, а по большому счету
даже преступно.
9.Будьте добры и терпеливы с вашим ребенком,
если он попал в алкогольную беду, показывайте что вы искренне хотите помочь
ему.
10.Всегда помните о том, что привычка усваивается
постепенно и ее надо кропотливо преодолевать. Для этого нужны большие
совместные усилия: терпение, понимание, мудрость, поддержка и др.
11.Дети и подростки в особой опасности, ведь их
организм привыкает к алкоголю быстрее намного, чем взрослый. Испытав
сомнительное алкогольное удовольствие в раннем возрасте, можно остаться
зеленого «рабом змия» на всю жизнь.
Наркотики
Наркоманию называют
“белой смертью”, потому что героин который получают из мака, белого цвета. Если
наркомания была вначале распространена в больших городах, то в настоящее время
это стало проблемой и для сельской местности. К тому же она гораздо помолодела:
10-12-летние дети пополняют ряды наркоманов (а средний возраст – 25 лет).
Любопытство, желание быть своим на тусовках в модной
компании, жажда новых ощущений, вызывающая демонстрация своей независимости
(мне родители не указ), неумелый,оставленный без внимания взрослых, поиск своего “я” – вот что приводит
подростка к употреблению наркотиков. А решающую роль в том, чтобы все-таки
испробовать это сомнительное удовольствие, играет влияние сверстников. И
подросток начинает экспериментировать. Полученные ощущения захватывают своей
новизной и необычностью. Возникает желание испытать это ощущение снова.
Прием наркотика
становится более регулярным. Пропадает депрессия, улучшается настроение. Но все
это только на время. А хочется подольше побыть в состоянии эйфории. Да и
организм уже начал настраиваться на регулярное наркотическое опьянение. Для
него это становится нормой. Так человек попадает в зависимость.
Опий, героин, морфий
способствуют формированию высокой
степени зависимости организма, как физической, так и психической. Данные
препараты получают из опийного мака или его синтетических заменителей.
Снотворные средства и
транквилизаторы действуют угнетающе на
центральную нервную систему. Ими лечат бессонницу и нервные состояния.
Такие наркотические вещества, как кокаин, крек, кофеин, никотин, амфетамины,
повышают активность, снимают утомление, снижают аппетит. ЛСД и мескалин уводят
в мир галлюцинаций, изменяют мышление. К вредным привычкам относится
употребление наркотических веществ. Распространены среди несовершеннолетних
разные виды токсикомании. Это сознательное самоотравление, а значит,
самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие
вещества – краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию,
медикаментозные препараты, вызывающие состояние близкое к наркотическим.
Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами
употребления алкоголя.
Основные из них:
• потребление
из любопытства;
• бравада своей
смелостью;
• стремление
самоутвердиться в среде себе подобных;
• групповая
сопричастность;
• желание
получить «кайф»;
• желание
развлечь себя;
• желание уйти
от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;
• снять
психологический барьер перед совершением асоциальных поступков.
Как и
алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы,
для приобретения и хранения и потребления токсических веществ. В состоянии
токсического опьянения подростки более внушаемы, конформны, зависимы от группы.
Одни наркотики
считаются более сильными, другие – менее. Но беда заключается в том, что, начав
с них, человек чаще всего жаждет все новых ощущений и переходит к более сильным
наркотикам.
Наркотическая
зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. А если это длится в
течение 20 дней, то в большинстве случаев наступает 100%-ная зависимость. Жизнь
наркоманов коротка – 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов
увеличилась за последние годы в 42 раза. Ведь появляются новые наркотики со все
усиливающимся эффектом. Например, силобицин, который готовят из грибов-галлюциногенов.
Действие 1 г этого наркотика приравнивается к 10 г героина.
Употребление
подростком наркотиков может начаться с игнорирования взрослыми его проблем. “И
чего ему только не хватает? Для него же стараемся, а он...” – удивляются
сначала родители, не замечая, что ему не хватает именно их. Трещина,
появившаяся в отношениях, превращается в настоящую пропасть. Когда конфликт
поколений и непонимание заходят слишком далеко, подросток замыкается в себе. И
вот тут обязательно найдутся те, кто выслушает, “поймет” и поможет снять
угнетенное или стрессовое состояние.
Что
же делать?
Говорите с ними, говорите обо всем.
Спрашивайте, интересуйтесь.
Вы всегда должны знать, где проводит время ваш
хоть и повзрослевший, но все-таки ребенок.
Знаете ли вы его друзей, как их зовут, где они
живут, чем увлекаются
Задумайтесь над тем, насколько хорошо вы
знаете своего ребенка, его мысли, взгляды, желания и пристрастия.
Интересовались ли вы его страничкой в
соцсетях?
Что его мучает, чего он хочет от жизни, к чему
стремится?
Согласитесь, ведь даже нам взрослым не всегда просто
определиться в жизни и решить некоторые проблемы. А молодежи тем более. И пусть
им помогут ваша доброта, внимание и понимание.
Вредные
привычки и правонарушения
Алкоголь, наркотики и
преступность очень актуальный вопрос. Растет количество правонарушений,
совершаемых подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Связь вредных привычек и правонарушений особая. Она многоканальная, прямая и
обратная.…
Подросток в состоянии опьянения не может обуздать
своих эмоций и не в силах противиться соблазнам, поэтому употребление
алкоголя, наркотиков в подростковой среде часто приводит к конфликтным
ситуациям и столкновениям с законом. Алкогольные тенденции в воспитании
неизбежно приводят к отклонениям в поведении, а антиобщественный образ жизни,
выталкивает подростка за пределы нормального круга общения со сверстниками.
Под влиянием алкоголя
утрачиваются, прежде всего, такие качества личности, как сдержанность,
вежливость, умение приспособить личные желания к требованиям коллектива,
появляются грубость, пренебрежение к общепринятым нормам поведения и морали.
Алкогольные эксцессы несовершеннолетних – это и способы «взрослого»
самоутверждения, проведение досуга, свободного общения. В подростковой среде
все большее распространение получают групповые преступления. Им обязательно
нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового
алкогольного эксцесса. Потребность во « взрослом» самоутверждении побуждает к
участию в групповых алкогольных эксцессах, которые могут заканчиваться
преступлениями.
Формула такова: алкоголь – преступление. По этой
формуле совершаются свыше 40% всех насильственных преступлений, актов
вандализма и хулиганства, особенно в ночное время суток. Криминологические
исследования и судебная практика неопровержимо доказали, что пьянство –
один из факторов, способствующих сохранению преступности несовершеннолетних.
Выборки уголовных дел
в отношении несовершеннолетних, рассмотренных в народных судах г. Москвы,
показывают, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей
систематически употребляло спиртные напитки.
Примерно в одном из
пяти случаев в пьяном виде совершены хищения. По статистическим данным, среди
подростков, злоупотребляющих алкоголем, воровство встречается в 40% случаев.
Доля преступлений, совершенных в состоянии опьянения,
увеличивается по мере повышения возраста правонарушителей. Целью многих хищений
и разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, является приобретение
спиртных напитков. Исследования показали, что совершение краж государственного
и личного имущества трезвыми подростками в 30% случаев преследовало только одну
цель – добыть деньги на приобретение спиртного или добыть алкогольные напитки.
Несовершеннолетних
правонарушителей характеризует бесцельное времяпрепровождение, отсутствие
эстетических интересов, участие в компаниях с социально – опасным поведением,
объединенных пристрастием к спиртному.
Доказано, что твердо
укоренившаяся у подростков привычка к употреблению алкогольных напитков
существенно влияет на содержание мотивов как корыстных, так и насильственных,
агрессивных деяний. В нашей прессе неоднократно приводились примеры, когда
подростки нередко избивали из хулиганских побуждений случайных прохожих,
угоняли машины ради забавы или «легких денег» и др…
Наибольшим
криминальным риском обладают группы подростков, бравирующих употреблением
алкоголя. Суть этой бравады – в стремлении «всех перепить». Досуг их
примитивен. Такое смыслообразующее стремление к алкоголю «выпью пол-литра и не
опьянею», «моя норма - вам не по зубам!» и другие способствует быстрому
перерастанию социальной и психологической зависимости в физическую зависимость
от спиртного, ведет к деградации личности, к той стадии алкогольной болезни,
когда начинает пить без разбора что попало, с кем попало и когда придется и в
таком состоянии легко идет на любое преступление для добычи алкоголя.
Наркоманы чаще
совершают преступления там, где живут или поблизости или наоборот, далеко от
дома, в основном это налеты на аптеки. Наркоманы редко совершают преступления,
связанные с насилием и тем более убийством, потому что они чаще бывают не
агрессивными личностями, которые уходят в мир фантазий с целью побега от
насилия и проблем мира. Серьезные преступления совершают молодые наркозависимые
люди, объединенные в группы, потому что противоправными действиями они повышают
уверенность в себе. Хулиганство совершает только пьяный – трезвые хулиганы –
большая редкость.
Статистика
подтверждает, что преступность среди детей из семей, где присутствуют пагубные
привычки родителей в несколько раз выше, чем в семьях, где родители не их не
употребляют. В семьях, где взрослые ведут откровенно аморальный, а иногда и
преступный образ жизни и сами втягивают в это подростков, у несовершеннолетних,
формируются не только аморальные взгляды, вредные привычки, проявляющиеся в
антиобщественном поведении, но и чувство безнаказанности.
Взаимосвязь
наркомании, алкоголя и преступности очень тесная. И поэтому, так остро стоит
вопрос о борьбе с доступностью этих веществ и пропаганде здорового образа жизни.
Это говорит о важности ранней и систематической профилактики пагубных привычек
среди школьников, как в семье, так и в школе (см. Приложение «Памятки для
родителей «Как предотвратить надвигающуюся беду?»»).
Притча
Путник, идущий вдоль
реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке
тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал
его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву.
Увидев третьего
путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы,
ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до
поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
В чем смысл притчи?
Эта притча
иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы. Нужно спасать «тонущих»
детей, строя лечебницы, реабилитационные центры. Задача же педагогов и
родителей «довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е.
заниматься профилактикой пагубных привычек и правонарушений.
Заключение
Самое главное, что вы
должны помнить, это ваше воспитание ребенка, ваша поддержка и любовь. Ваш
ребенок-подросток, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая
высокая мера оценки вашего жизненного пути.
Заканчиваю лекцию словами
В.А. Сухомлинского «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается
солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Источники:
1. Кулинич Г.Г.
Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы.- М.: ВАКО, 2008.